ощущается как +1

сев.

Наука Ученые нашли в хрониках Иркутска описание разновидности полярного сияния, которую открыли спустя 100 лет

Оно было вызвано супербурей на Солнце

Ученые Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН нашли в хрониках описание необычного явления, которое было открыто только спустя 100 лет. Оно произошло в Иркутске 21 августа 1859 года по старому стилю. Об этом 18 сентября сообщалось на сайте института.

В сообщении говорится со ссылкой на работника института, доктора физико-математических наук Александра Михалева, что впервые в тексте книги «Иркутские повествования. 1661–1917 годы» краеведа-любителя Анатолия Чернигова описывается один из видов северного сияния — SAR-дуга, открытая как явление только век спустя.

— Около 7 часов вечера заметно было на северо-западе красное светлое облако, а потом образовалась красная дуга, проходящая через зенит от северо-запада к юго-востоку. Около 8 часов появился на севере отбел — предвестник северного сияния… С появлением колонн красная дуга приняла другое направление: один ее конец был на западе, а другой — на востоке, вершина проходила через зенит. Она имела везде одинаковую ширину, как радуга, только красного цвета; в 10 часов 15 минут северное сияние окончилось, и с ним вместе исчезла дуга. В Иркутске изредка бывали видны северные сияния, но чтобы это явление сопровождалось красною дугою, проходящею через зенит, этого не было замечено до этого года, — цитируется в сообщении текст Чернигова.

Также ученый отметил, что появление SAR-дуги совпадает с экстремальными явлениями на Солнце и в магнитосфере Земли и мощнейшей магнитной бурей за всю историю наблюдений. Она вызвала северное сияние в нехарактерных для этого широтах планеты и отказ системы связи в Европе и Северной Америке.

По данным специалистов, супербуря происходит раз в 500 лет. И если подобное произойдет сейчас, то это значительно отразится на системе связи и технических устройствах на планете.

В сообщении института отмечается, что в современных реалиях сложно изучить супербури, потому что их было немного. Поэтому ученые узнают их свидетельства в исторических хрониках.