ощущается как 0

Наука Небесный спектакль. Узнали, когда можно ожидать следующее полярное сияние

Небесный спектакль. Узнали, когда можно ожидать следующее полярное сияние

Красные всполохи видели жители практически всех районов

Таким полярное сияние увидели жители Качугского района

Вчера вечером небо над Иркутской областью украсило полярное сияние. Красные всполохи видели жители практически всех районов, где не было плотной облачности. В соцсетях тут же нашлись те, кто не поверил в реальность опубликованных снимков, заявив, что это результат работы искусственного интеллекта, а некоторые начали рассказывать о надвигающемся апокалипсисе. Мы поговорили с иркутскими физиками и астрономами и выяснили, почему вчерашнее полярное сияние было красным, насколько опасно это явление и когда ждать повторения.

Что стало причиной полярного сияния?

Об этом мы спросили у директора Иркутского планетария, председателя Иркутского регионального астрономического общества Павла Никифорова.

— Полярное сияние — это взаимодействие верхних слоев атмосферы Земли с заряженными частицами, которые вслед за вспышкой идут от Солнца к Земле. Их скорость оценивается в несколько сотен километров в секунду, поэтому можно предсказать, когда они дойдут до нашей планеты, — пояснил Павел Никифоров.

Он заметил, что сейчас наблюдается рост активности Солнца. Последнюю вспышку ученые зафиксировали 28 ноября (по Иркутску — 29 ноября).

— Была оценена мощность этой вспышки как мощность на границе самого большого диапазона выделения энергии — диапазона X. Также мы наблюдали выброс солнечного вещества корональной массы и определили направление его движения. Это позволило сделать прогнозы, когда наша планета окажется в облаке этого вещества. Поскольку вспышка очень мощная, то полярное сияние на высотах от 1000 до 100 километров будут распространены больше, чем обычно, — подчеркнул Павел Никифоров.

Иркутские астрономы следили за прогнозом, более того, за несколько дней была организована группа в Telegram, чтобы помочь ученым Института солнечно-земной физики проанализировать это явление. В разные точки выехали несколько астрономов, которые зафиксировали полярное сияние. Эти снимки затем передадут ученым.

Таймлапс полярного сияния, которое наблюдалось над Иркутской областью

В Иркутском планетарии напомнили, что это не первое полярное сияние, которое наблюдалось в этом году рядом с Иркутском. Предыдущее было вечером 5 ноября. До этого сияние в наших широтах наблюдалось 4 ноября 2021-го и 17–18 марта 2015 года.

Почему полярное сияние красное или красно-зеленое?

Как рассказал журналисту «ИрСити» заведующий лабораторией физики нижней и средней атмосферы Института солнечно-земной физики СО РАН, кандидат физико-математических наук Роман Васильев, полярное сияние — это явление, которое по высоте простирается достаточно высоко, но лучше всего его видно в территориях ближе к полярному кругу. Так как сияние происходит прямо над головой. Жители более южных регионов видят полярное сияние как бы в профиле, и им доступна только верхняя его часть.

— Так устроен химический состав атмосферы Земли — она состоит, в основном, из кислорода и азота, причем наверху преобладает кислород, а внизу азот. Частицы солнечного ветра, высыпаясь в атмосферу, сначала возбуждают верхние слои, и начинает светиться кислород. У его свечения красный и зеленый цвет. Если частицы проникают ниже, то начинает светиться азот — у него спектр шире, поэтому можно увидеть разноцветные всполохи. Такое можно увидеть в северных районах или когда происходят очень сильные высыпания частиц солнечного ветра, — подчеркивает ученый.

Васильев оценивает это полярное сияние, да и в принципе геомагнитную бурю как не очень сильную. Ажиотаж вокруг этого явления связан с тем, что многие ждали, что произойдет геомагнитная буря, вооружились фото- и видеотехникой и выехали на наблюдения.

По-настоящему сильное северное сияние, скорее всего, на нашей широте увидеть нельзя. Но ученый напомнил о том, что недавно в хрониках было найдено описание необычного явления, которое официально открыли только спустя 100 лет после этого.

Речь идет о мощнейшей геомагнитной буре, произошедшей в 1859 году. Ее еще называют «событие Кэррингтона». Супербуря вызвала сильные сияния в высоких и средних широтах планеты и отказ системы телеграфной связи в Европе и Северной Америке. Иркутский краевед-любитель Анатолий Чернигов впервые в мире описал SAR-дугу — красная дуга от западного до восточного горизонта, которая наблюдалась во время этого события в Иркутске.

Полярное сияние в Никольске

Полярное сияние — это предвестник апокалипсиса?

Роман Васильев опроверг распространяемые в Сети мнения о том, что полярные сияния являются предвестниками надвигающегося апокалипсиса.

— Это ерунда. Это не предвестники, ничего плохого эти сияния не предвещают, просто красивое природное явление. Если бы так было, то на севере эти сияния уже всех и вся уничтожили бы. Но возможно, что северный магнитный полюс чуть-чуть пододвинулся из Канады в нашу сторону, и поэтому северные сияния стали немного чаще наблюдаться в наших широтах. Плюс не надо забывать, что сейчас у всех есть цифровые фотоаппараты, и любой человек может сфотографировать и тут же выложить снимок в Сеть. Поэтому и создается впечатление, что северные сияния идут непрерывным потоком, — резюмировал ученый.

Когда ждать новых полярных сияний?

И Роман Васильев, и Павел Никифоров сообщили, что повторения «небесного спектакля» можно ожидать в ближайшее время. Это связано с ростом солнечной активности.

По словам Павла Никифорова, ожидается, что солнечная активность будет расти еще год или два. Уже есть прогнозы пика солнечной активности — с января по октябрь 2024 года.

— Но это только прогнозы. Единственное, о чём мы можем точно говорить, что сейчас рост солнечной активности. Поэтому таких эпизодов — энергетических вспышек, и, соответственно, прихода солнечного вещества — будет больше в ближайшее время. К тому же есть такая закономерность, что к равноденствиям полярных сияний становятся больше, — уточнил директор планетария.